uroboros

Записки Внутреннего Эмигранта

Previous Entry Share Next Entry
Почему я не люблю православных психологов
uroboros
urobor
Почему я не люблю православных психологов? Беда, на мой взглдяд в том, что православный психолог пытается усидеть сразу на двух стульях. Причем эти стулья часто находятся весьма далеко друг от друга. Сразу оговорюсь, что речь пойдет далеко не обо всех православных психологах. Есть среди них и прекрасные люди, чудесные профессионалы. Но некоторые, встреченные мной (и, боюсь, не только мной), персонажи отлично иллюстрируют причины моей нелюбви.

Обычный психолог просто лечит. Как правило, в соответствии с теми методиками, которым он обучался. Православный психолог обычно проделывает еще большую внутреннюю работу со своей совестью и мировоззрением, чтобы определить какие-то из способов воздействия, предлагаемые его методикой, "моральны-аморальны" в данном случае, что писали Святые Отцы о проблемах его клиента и т.п. Часто эти богословские изыскания отнимают дополнительно слишком много сил. И порождает кучу дополнительных вопросов в довесок к уже имеющимся пролемам клиента.

Хороший психолог у нас - это вообще редкость. Мноиге даже не прошли нормальную супервизию и не научились отличать союственные психологические проблемы от клиентских. Да и не каждая методика подойдет конкретному клиенту. Хороший богослов - тем более редкость. Часто адекватно приложить все религиозные предпиисания к реальной повседневной человеческой жизни может не каждый священник. Но найти человека, в котором совмещаются хороший психолог, хороший богослов и нужная клиенту методика - это вообще задача на грани фантастики!

Так что работа с православным психологом часто приводит к большой путанице из методов психологии, религиозных предписаний, моральных оценок проблем клиента и личных проблем самого психолога. В результате клиент вместо повышения качества своей жизни получает лишь дополнительные мучения (моральные и психологические), но зато в полном соотвествии с учениями Святых Отцов! Лично для себя я это пару раз ярко прочувствовал, когда "человек помогающей профессии" вдруг начинал вести себя совершенно безжалостно, когда дело доходило до его строгих "моральных императивов". Иногда почле такого "лечения" требовалось дополнительно лечение...

Конечно, тут проблема, видимо, не конкретно в православных психологах, а вообще в психологах, которые начинают смешивать свою работу и свои религиозные убеждения (будь то христианин, иудей или мусульманин). Просто я чаще всего сталкивался именно с православными, потому о них и написал...

  • 1

Напутствие преп.Серафима

С годами все больше убеждаюсь в верности слов преподобного батюшки Серафима "Спасайся и тысячи спасутся вместе с тобой", - не надо проповедовать, не надо поучать, обличать, вразумлять и проч... Надо стремиться жить так, чтобы людям самим захотелось спросить у тебя о Боге. А в работе психолога (даже православного, как они сами о себе думают) всегда есть элемент собственной значимости (славолюбия, самолюбия, тщеславия, ревности...), которые и отвращают благодать Божию.

Re: Напутствие преп.Серафима

Скорее наборот) Это вы плохого психолога описываете, которому важен элемент собственной значимости (славолюбия, самолюбия, тщеславия, ревности...)
Если этот элемент есть, то не только психолог, а кто угодно получистя плохой - учитель (самотверждающийся за счет "неразумных" учеников), врач (радующийся, что "хорошо хоть у меня такой болезни нет!") или пастырь (упивающийся властью данной над душами людей).

Психолог должден быть помогающим, а не поучающим.
Не оценивать, не морализаторствовать. Об этом была речь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account