Записки Внутреннего Эмигранта (urobor) wrote,
Записки Внутреннего Эмигранта
urobor

Category:

Мотивация, такая мотивация

А нафига вообще что-то учить?! Опыт изучения английского поменял мое отношение к учебе вообще. Я понял, что за методами, приемами, правилами и усилиями я всегда упускал в учебе такую важную вещь, как мотивация. Наверное, даже самую важную.

Я точно могу сказать, что мне всегда НРАВИЛОСЬ УЗНАВАТЬ что-то новое. Всю жизнь, сколько помню себя, с самого раннего детства. Еще до школы, сидя на горшке я с упоением смотрел передачу "Очевидное-невероятное" и другие научно-популярные фильмы. Помню, как в детском шоке обходил этаж за этажом естественно-научный музей, рассматривая скелеты динозавров, засушенных паучков и чучела гигантских океанических рыб. Позднее в школе, я испытывал неподдельную радость, когда мне одному из первых в классе удавалось правильно построить высоту и медиану, на уроке геометрии, помню, как я с удовольствем разбирал схемы сложнейших задачек по физике и возбужденно перелопачивал не по годам толстый институтский учебник "Общей химии", чтобы создать собственный рецепт взрывчатой смеси, перемешивая стащенные из школьной химлаборатории реактивы.

В то же время, не могу сказать, что мне очень нравилось УЧИТЬСЯ - в смысле изучать то, что мне не было особо инетересно узнавать. Я старательно запоминал даты сражений и нашествий из учебника истории, зубрил правила русского языка и обществоведение - но скорее для того, чтобы получить хорошую оценку в конце четверти и в году, а не потому, что мне это было так уж интересно узнавать.

И уж совсем я ненавидел, когда меня УЧАТ. К этому относилось все то, что у меня получалось плохо, к чему не было интереса и в полезности чего для себя я сильно сомневался. Так я помню, как ненавидел уроки английского, двухкилометровые кроссы на физкультуре, где я "умирал" еще на первом километре. Я помню, как просто-таки сбежал из спортивной секции по самбо-дзюдо, куда пошел "за компанию" с другом, но пришел туда чуть позже, чем начали другие, и быть там все время последним превратилось для меня в медленную пытку.

Теперь я понимаю, что разница между всеми этими случаями только в одном - в моей МОТИВАЦИИ! Мне было очень легко учиться там, где это совпадало моими инетересами и я учил эти предметы в объеме намного превосходящем школьную программу. Мне было скучно там, где мне не было так интересно, но оставалась еще мотивация получить хорошую оценку. И уж совсем ужасно было там, где я не понимал, зачем мне это нужно и где получалось плохо. В этом случае мотивация получалась даже отрицательной - и из чувства протеста, когда меня заставляют делать то, чего я не хочу, и из чувства стыда быть все время среди последних и позориться перед другими.

Теперь я ясно понимаю, что советская система образования всегда очень извращенно подходила к вопросу мотивации. Она была изначально настроена на воспитание в советском человеке ЖЕРТВЕННОСТИ и ГЕРОИЗМА! Она воспитывала будущих солдат Советской Армии, она создавала будущих "винтиков" для коммунистической системы. Мол, Партия приказала - изволь исполнять! Изволь выучить "от сих до сих", изволь пробежать 2 км за 9 минут (и скажи еще спасибо, что без противогаза), изволь знать историю и русскую литературу на зубок, причем не просто так знать, а с ПРАВИЛЬНЫМИ акцентами и оценками, которые расставлены в учебнике. А если ты этого не сделаешь, на тебя - маленького, одинокого и беззащитного - надавит КОЛЛЕКТИВ! Сначала тебя будут позорить перед классом на пионерском или комсомольском собрании, потом - вызовут родителей в школу, если не подействует - то вообще "отлучат", выгнав из школы или института. Надо - значит НАДО!

В то же время минимум усилий тратилось на то, чтобы ученикам ХОТЕЛОСЬ учиться, чтобы им НРАВИЛОСЬ, и уж совсем не приветствовалось, чтобы они ДУМАЛИ САМИ, а особенно, чтобы они СПРАВШИВАЛИ ЗАЧЕМ им изучать тот или иной предмет! Хорошо, если еще попадался умный и харизматичный учитель, который мог хорошо объяснить, мог ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ учеников в своем предмете, тогда это процесс приоретал некий смысл и даже мог быть приятным. Но во всех остальных случаях ученическую биомассу просто ПРОДАВЛИВАЛИ через мясорубку советской школы, при этом фаршируя необходимой СУММОЙ ЗНАНИЙ. Точь-в-точь как в маленькой копии армии - муштра, политинформация, маршбросок! Приказы не обсуждаются, самодеятельность не привествуется, личное мнение никого не интересует! Во многом, насколько я знаю, рудименты этой системы сохраняются в школе и до сих пор.

Я теперь очень хорошо понимаю, почему многие, закончившие советскую школу, воспринимают западные образцы учебников, как "книжки для идиотов". Ведь там, как правило, совершенно другой подход к обучению! Главная надача НЕ впихнуть в ученика максимум ЗНАНИЙ, а - максимально его МОТИВИРОВАТЬ, заинтересовать в предмете. Поэтому там такие большие, красочные и очень простые схемы, поясняющие суть изучаемого, потому написаны они максимально простым и понятным языком "как для идиота". И как правило в этих учебниках ОБЪЕМ знаний принесен в жертву МОТИВАЦИИ их изучения. Главное там - объяснить ученику ЗАЧЕМ ему это нужно изучать, ГДЕ он это потом сможет встретить и применить в своей жизни, главное - научить его ДУМАТЬ самостоятельно, и, если ему будет надо, потом самостоятельно ДОИЗУЧИТЬ этот предмет в большем объеме. Но кому-то, воспитанному в советской системе, такой подход может показаться "примитивизацией" предмета для "тупых и ленивых" учеников. Ну чтож, кто выбрал "путь героизма", того уже трудно спихнуть с этого пути :)

Но с другой стороны, я думаю, смена взгляда на МОТИВАЦИЮ сможет помочь тем, кто достиг слишком мало результатов на "героическом пути" изучения какого-либо предмета. Вдруг ему лучше подойдет "метод для тупых", а фактически - в корне поменять свой подход! Не заставлять себя "делать подвиг", а - найти и осознать СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ и ЛИЧНУЮ ПОЛЬЗУ в этом предмете. Тогда, может быть, и не понадобится ни "героизм", ни "огромные усилия", и результаты станут заметно лучше, и приходить они будут гораздо быстрее.
Tags: english, my, психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments