uroboros

Архаические содержания

x_de252ced

Первый раз я осознал, что познакомился с архаичесикми содержаниями своей психики, когда впервые сел на лошадь. Это событие внешне выглядело вполне заурядно - мы с друзьями приехали покататься в конюшню рядом с ипподромом. Для них это был уже первый раз, для меня - первый. Лошадей вблизи я видел и раньше, так не могу сказать, что это было для меня каким-то сюрпризом или новым внешним ощущением. Но, когда я сел верхом, совершенно новое и непередаваемое ощущение появилось внутри.

Внутри меня словно раскрылась какая-то неведомая бездна, куда я не заглядывал раньше. Если бы я верил в переселение душ, то я бы наверное сказал, что у меня возникло ощущение, что я это уже много раз переживал это в предыдущих жизнях. Но поскольку я не верю в реинкарнацию, а верю в коллективное бессознательное, то я скажу, что во мне вдруг проснулся спавший доселе архаический опыт. Бесчисленные поколения моих предков на протяжении тысчелетий скакали, ездили, мчались верхом на этих благородных животных - убегали от врагов, путешествовали по миру, ехали на охоту, неслись в бой! Их верные кони были словно бы продолжением их тела и в то же время соверешенно другим сильным и дружественным существом, наделенным собственными эмоциями и волей, но в тоже время послушным воле того, кто сумел его оседлать. Это бесчисленное множество человеческих и лошадиных судеб пронеслось передо мной за какую-то долю секунды, как жизнь проносится перед глазами умирающего - единым нераздельным и всеохватывающим могучим переживанием, которое потрясло меня до глубины души.

Это не имело ничего общего с моим личным опытом, воспоминаниями и переживаниями моей предыдущей жизни. Это ощущение также не имело ничего общего с понятием "нравится" и даже мало общего в понятием "люблю". Точнее всего этот опыт, наверное, было бы передать словами: "непосредственно переживаю всем своим естеством!" Словно эта бездна неосознанного опыта всегда дремала где-то глубоко во мне, а потом вдруг внезапно проснулась, почувствовав знакомое ощущение. В тот момент я понимал и ощущал, что независимо от того, буду ли я еще кататься на лошадях, и как часто это будет происходить, это переживание, эта связь с животным имеют для меня огромную внутреннюю значимость.

Человека, мне кажется, до сих пор можно называть самым сложным и самым неизученным явлением природы. Казалось бы столько всего уже известное о строении тела, функционировании органов и психики человека, о культуре, искусстве, религии разных народов и племен людей. Но все равно еще бОльшая бездна непознанного остается, причем не где-нибудь далеко - в неведомых джунглях или глубинах космоса, а совсем рядом с каждым из нас - за тонкой гранью сознательного переживания и реального опыта.

Архаические сожержания лежат где-то глубоко, "на дне сундука" психики любого из нас. Переживания первобытного и опасного леса, огромного непознанного мира, таящего неведомые и опасные тайны, образы охоты, погони, ухода, встречи с другим (человеком или животным), тайны жизни, смерти и продолжения рода, изгнания и возвращения - все они только и ждут подходящего момента, чтобы проснуться в ответ на что-то произошедшее в нашей, казалось бы, уже такой привычной повседневной жизни. Проснуться и перевернуть нас до глубины души, наполнить неожиданно глубокими и сильными переживаниями в ответ на вроде бы совершенно обыденные вещи и события. Ведь они опираются не только на нашу личную силу и опыт, но также на опыт и переживания мириад поколений наших предков, уже многократно переживших что-то подобное задолго до нашего рождения.

Как и все глубиное и первобыное, наполненное дикой природной силой и неконтролируемой энергией, пробудившиеся архаичные содержания в нашей психике могут быть опасны. Но также они могут быть и очень благотворны, внезапно давая нам почти неисчерпаемые истоники энергии там, где все уже давно казалось нам безжиненным, скучным и беслподным...
uroboros

Провокационный тест на самопринятие

Вот вам маленький, но весьма провокационный тест на безусловное самопринятие. Даже и не тест, а так, списочек.

По мнению авторов рационально-эмоциональной поведенческой терапии, безусловное самопринятие — это отказ давать своему собственному «Я» однозначную оценку и признание собственной подверженности совершать ошибки, потому что человек — существо крайне сложное и развивающееся.

Однозначная, глобальная и тотальная оценка себя — это задача невыполнимая и вредная, потому что она мешает человеку достигать своих целей и ведёт к самоутверждению, а оттуда — к самоуничижению. Эмоционально здоровые люди обычно рады просто тому факту, что они живут, и не оценивают свою собственную значимость по внешним достижениям или оценке других людей. То же самое и в отношении других людей — оценке подлежат поступки, действия, навыки, но никак не сущность «Я». Основные проблемы, которые возникают при отсутствии безусловного самопринятия — это гнев и ярость в отношении других людей, перфекционизм, острая потребность в любви и одобрении, низкая терпимость (толерантность) к неудовлетворенным потребностям (фрустрации).

Почему невозможно и не нужно давать однозначную оценку другим? (Например, так: «Он неудачник и дебил».)

Потому что ни один в мире компьютер — а вы же наверняка не являетесь самым совершенным в мире компьютером, не так ли? — не в состоянии учесть все признаки, свойства, характеристики, особенности человека. Потому что сегодня человек один — а завтра он станет другой, между прочим.  И как тогда, каждый раз пересчитывать оценку? К тому же, по каким-то критериям два человека равны между собой (например, пол), а по каким-то могут отличаться. И давая глобальную оценку, мы не учитываем всё это. То есть — давать глобальную оценку физически невозможно. А не стоит этого делать, потому что это неразумно: оценив человека глобально, мы заранее загоняем себя в ситуацию гнева и недовольства собой или им, когда реальность стукнет нас по голове, напомнив, что всё совсем не так.

Люди неизлечимо больны совершать ошибки — и с этим никто из нас не в силах бороться. Даже если кто-то решит посвятить себя и всю свою жизнь такому — на мой взгляд бесполезному — занятию, то он, конечно, будет сильно занят, но не сможет изменить человечество. Тогда зачем же тратить свою жизнь на борьбу с теми, кто совершает ошибки? А на самом-то деле, на борьбу с самим собой: сам придумал, сам поверил, — ах, не работает! Как же так! Надо контролировать! Сердиться! Исправлять! Куча дел, несомненно.

Следуя идее о безусловном самопринятии, мы помогаем себе быть конструктивными, гибкими, рационально относиться к своей ценности и к своему эмоциональному здоровью.Провокационный тест на самопринятие

Тест на безусловное самопринятие (А.Эллис, У.Драйден).

Инструкция: думать над утверждениями. Если на какой-либо вопрос вы ответили «Это верно», то тогда перечитать сказанное выше и ещё раз думать над утверждениями. Удачи

1. Любовь значимого другого делает вас более ценным человеком. Верно или нет?

2. Если тот, кто вам нравится, более успешен, чем вы, в важной для вас сфере деятельности, то он — лучше вас. Верно или нет?

3. Если вас постигла неудача в важном для вас деле, то вы неудачник, а не всего лишь несовершенное человеческое создание. Верно или нет?

4. Вы можете дать человеку одну общую оценку, которая полностью его характеризует. Верно или нет?

5. Тот, кто изнасиловал ребенка, порочен во всем и вся. Верно или нет?

6. Мать Тереза ценнее Адольфа Гитлера. Верно или нет?

P.S. Не стоит путать безусловное самопринятие с оправданием своих плохих поступков, пофигизмом и агрессией, с пропагандой беззакония и отсутствия нравственных норм. Если хотя бы одно утверждение из вышеперечисленных вы считаете верным, но при этом объясняете себе свою позицию чем-нибудь вроде «должны же существовать хоть какие-то нравственные нормы в этом мире, о чём она говорит!» — ещё раз перечитайте начало этой статьи.

uroboros

Детские и родительские истории

Детско-родительское

Видел две короткие истории из жизни детей и их родителей. Последнее время, гуляя около дома, я часто непроизвольно выхватываю из окружающей реальности такие моменты. Они меня и раньше задевали за живое, но тогда я еще не мог объяснить, чем именно. А сейчас немного углубившись в семейную психологии вообще и в историю своих личных психологических проблем в частности, я начинаю видеть целые готовые сюжеты в развитии и то, что будет с ними дальше. Итак, пара фрагментов из жизни детей и родителей с моим кратким анализом.

История 1. Мама выгуливает возле дома мальчика лет трех. Малыш веселый, бодрый и подвижный, бегает, веселится, смотрит на все широко открытыми глазами. Но мама на какое-то время заболталась с подругой, а мальчик, чем-то увлекшись, бежит все дальше и дальше, постепенно приближаясь к улице с машинами. В какой-то момент мама замечает, что он убежал, и начинает его звать. Мальчик не слышит, он уже убежал далеко. Мама похоже, понимает, что упустила нужный момент, начинает нервничать, бежать за сыном и кричать все громче и громче. Он, разумеется, не слышит - и потому, что далеко, и потому, что не понимает серьезности ситуации. В итоге мама его догоняет уже возле дороги. Ну а далее все по списку: шлепки, истерические ругательства, детский рев. Мама вымещает свой испуг в ругательствах и побоях. Мне кажется, в этот момент она свято верует в справедливость и необходимость свеого наказания.

Теперь, что я вижу в этой истории? Я вижу исключительно вину мамы. Она сама заболталась и выпустила ситуацию из-под контроля, а потом сама же этого испугалась и свой испуг вылила на сына в виде ругани и побоев. В три года ребенок при всем желании пока еще не особо способен понять логическую цепочку между улицей, едущими машинами и возможными собственными травмами, увечиями или смертью. Я считаю, объяснять тут что-то пока еще рано и бесполезно, надо просто следить за ребенком и мягко ограждать его от подобных сиутаций.

Ну а теперь последствия. Какое послание в итоге мама передала своему сыну?

Послание 1: Мир опасное место и отходить от мамы - это плохо. Да-да, именно так. Еще секунду назад для мальчика все было прекрасно и лучезарно, что вполне естественно, потому что опасностей он пока не понимает и не предвидит. И вдруг налетает мама - крики, битье - он нарушил какую-то ужасную грань, он сам еще не поинмает какую, но что все ужасно - понимает отлично. Опасность улицы и машин, я абсолютно уверен, он после этого, как не понимал, так и не понимает. Но то, что отходить от маминой юбки - это опасно и страшно, мог усвоить на всю оставшуюся жизнь. Это уже намного позже, когда он вырастет, станет понятно, что это усвоенное послание сработает, как бомба замедленного действия. Может вдруг оказаться, что сформировавшиеся у него черты личности не дают ему быть ни руководителем, ни исследователем, ни вообще заниматься каким бы то ни было видом деятельности, требующим эксперимента и личной инициативы. Он будет все время стараться за кого-то спрятаться и бояться отходить хоть немного от заданных условий. Другой возможный вариант - гиперкомпенсация: мальчик уже в подростковом возрасте будет везде лезть на рожон, нарушать все возможные правила, делать очень опасные вещи и пытаться всем доказать (и себе в первую очередь), что он ничего и никого не боится, что на самом деле будет просто попыткой заглушить этот постоянный внутренний страх.

Послание 2: Люди бывают жестоки, причем часто непредсказуемо и необъяснимо жестоки. Это вполне логично - ведь наказание для ребенка в этом возрасте и в этой ситуации выглядит совершенно нелогично: я еще не в состоянии понять за что, а меня уже наказывают; я не чувствую опасности, а на меня кричат и ругают. А раз люди жестоки и опасны - от них лучше держаться подальше. И уже лет 15 та же самая мама вполне возможно будет озабоченно вопрошать того же самого мальчика: а почему у тебя совсем нет друзей? А почему ты девочек обходишь десятой дорогой? Да страшно ему - вот почему! Люди больно кусаются, причем часто без предупреждения - это он усвоил на всю жизнь. Нет-нет, мама, как-то не интересно мне с ними! Я лучше пойду книжечку почитаю или за компьютером посижу. И хорошо еще, если за компьютером, а может быть и за игровым автоматом, за бутылочкой, за косячком... Только от мамы он это, разумеется, будет уже тщательно скрывать, она ж опять вдруг рассердиться может... Он же уже вырос и хорошо знает маму, он знает, как надо скрываться от опасных людей, чтобы они ничего не заметили. Они-то заметят в конце концов, но тогда уже может быть слишком поздно...

Послание 3: Любящий человек может проявлять свою любовь и заботу побоями и руганью. Размуеется, такие мамы обычно не просто бьют и ругают своих детей. Они, как правило, при этом стараются всеми силами дать понять, что эти действия - ни что иное, как проявление их любви и заботы о детях. Для девочек усвоение этого послания вообще убийственно - есть серьезный риск провести всю жизнь с каким-нибудь домашним садистом, терпеть от него постоянные побои и унижения, но на все попытки октрыть ей глаза на то, что в действительности с ней происходит, она будет отвечать: "Ну он же меня любит!!!" Для мальчиков в общем-то тоже ничего хорошего в этом послании нет. Уже в подростковом возрасте вполне вероятно, этот мальчик начнет бегать за девочками, которые будут над ним подтрунивать, подкалывать и вообще не проявлять к нему никаких ответных чувств. А тех девочек, что будут пытаться поделиться с ним душевным теплом и добрым словом, он будет просто игнорировать - они для него будут ощущаться какими-то чужими и непонятными... Он скорее всего не будет убегать от тех "друзей", что будут открыто издеваться над ним, будет это все терпеливо переносить. Ведь так и надо - это они так выражают свою дружескую любовь к нему!. И стать подкаблучником или даже мазохистом для него вероятность также очень велика... Хотя возможен и гиперкомпенсаторный вираж в противоположную сторону - стать домашним тираном и уже самому проявлять любовь и заботу к своим домашними теми же средствами: руганью и побоями!..

История 2. Девочка лет четырех бодро едет на самокате по троуару. Самокат судя по всему новый, так что девочка рулит еще не совсем уверенно, видимо, только недавно начала на нем кататься. За ней поотдаль идет папа с другой дочкой. Внезапно, не доезжая пары метров до меня, девочка на ровном месте делает какое-то неловкое движение, самокат заносит, и она шлепается на асфальт. Меня удивляет, что девочка не плачет и даже практически не кривится, хотя коленку она, похоже, все-таки ушибла. Ну, думаю, ничего серьезного, и прохожу дальше. Но за спиной я слышу папино: "А-ну иди сюда!.." Интонация не предвещает ничего хорошего, и я на всякий случай оглядываюсь. Я вижу, как папа внимательно осматривает дочкино колено, а потом начинает ей что-то объяснять. Издалека я не слышу, что он ей говорит. Но, судя по тому, что он при этом ее берет за грудки, как старый матрос своего соперника во время кабацкой драки, ничего хорошего и ободряющего она от него скорее всего не услышит. Теперь мне становится понятно, почему девочка старалась не плакать и даже не кривиться. Заплакала бы - ситуация показалась бы папе серьезнее - получила бы в итоге от папы еще больше!..

Какие послания эта девочка получила от папы в этом случае?

Послание 1: Ошибок делать нельзя! А как же жить, не делая ошибок?! Или ничего не делать (лишь бы только не ошибиться)! Или в случае ошибки делать из этого запредельную трагедию, словно весь мир рушится! Вас все еще удивляют, что некоторые школьники в случае неудовлетворительной оценки могут покончить с собой? Меня лично уже не удивляет - в некоторых случаях действительно могут. Особенно, если родители их в свое время не научили, что ошибки - это нормально! Это неотъемлемая часть любого процесса обучения и жизни вообще.

Послание 2: В случае неприятности близкие люди не пожалеют, а еще добавят сверху. Единственный способ хоть как-то уменьшить ущерб - это не говорить о своих неудачах и пролемах вообще. Скрываться, лгать, привторяться, замалчивать всеми силами! Хорошо еще если речь идет о поцарапанной коленке. Но ребенок будет расти и возникающие у него проблемы будут расти вместе с ним. Что если эта девочка чуть позже попадет в компанию, где делают не совсем хорошие вещи, но обсудить свои сомнения с родителями просто побоится? А что с ними обсуждать?! Они ж готовы отругать за малейший негатив! Нет, родителям или только хорошее, или молчок! А проблема? А проблема потом может уже сама вылезти, когда невозможно будет дальше скрывать. Когда начнут пропадать деньги из квартиры или когда живот станет слишком большим на пятом месяце беременности. Что, разве невозможно такое?! Я считаю, очень даже возможно! Если родители дома из малейшего пустяка будут делать проблему, то уже в 14-15 лет она просто начнет сбегать к тем друзьям, у которых нет запретов и тормозов, и для которых ничто не является проблемой - ни алкоголь, ни сигатеры, ни наркотики. Но зато они будут принимать ее такой, какая она есть, со всеми ее ошибками и проблемами, чего она не получает дома. Если девочка не получит достаточно любви от своего отца, то потом любой балбес, проявивший к ней хоть самую малость внимания и нежности, покажется ей сказочным принцем, за которым она будет готова бежать куда угодно и бросаться "во все тяжкие"... Но родители разумеется, обо всем этом уже не будут ничего знать. Она сделает все, чтобы ее неприятности до родителей не дошли... Зато сама себя она будет наказывать за каждую допущенную ошибку в двойном размере всю оставшуюся жизнь. И это еще одна сложность, которая будет ей осложнять жизнь еще долгие годы спустя...

Увы, как я вижу, родители очень часто хотят сделать своих детей удобными. Причем, удобными для себя. Лишь бы поменьше доставляли хлопот, поменьше отвлекали от своих дел, от бесед с подругами, от телевизора, от послеобеденного спокойствия и т.п. А как это скажется на способностях самих детей, на их дальнейшей жизни, боюсь, очень мало кто задумывается. Да, если бы и хотел задуматься, недостаток знания детской психологии не дает понять, что же происходит в действительности... А уже потом, много лет спустя начинаются вопросы. А в кого оно такое уродилось?! Мы его такому не учили!..
uroboros

Подсказки подсознания

У вас часто бывают случаи, когда вы начинаете что-то непроизвольно напевать себе под нос, либо в голову упорно лезет какая-то строчка из песни, стихотворения или фрагмент из фильма?

Долгое время я это воспринимал как просто "шум мыслей", как бесполезные или даже мешающие "случайные" всплески работы мозга. Просто как докучливые мухи, которые гудят над головой в жаркий день, а потом вдруг начинаю бегать по шее и щекотать.

Но, начитавшись Юнга, я решил взглянуть на эти безотчетные всплески и с другой стороны. А что если это не такие уж "бессмысленные" проявления?! Может быть это просто какие-то сигналы из бессознательного, смысл которых я просто не могу понять, а этому считаю их бессмысленным "шумом"?!

Я стал больше обращать внимание на то, что именно мне так вдруг произвольно вспоминается и в какие моменты или в связи с чем. Довольно быстро на начал замечать вполне явные закономерности. Например, в трудные моменты жизни, когда мне требовалась концентрация внимания и сил, я ловил себя на том, что начинаю непроизвольно напевать себе под нос: "Врагу не сдается наш гордый "Варяг"! Пощады никто не желает..." В другие моменты тоже стали проясняться не менее забавные и осмысленные закономерности.

Со временем я начал понимать, что иногда в такой "неумышленно" пришедшей на ум песне или фильме, может скрываться даже подсказка к сложившейся в этот момент моей жизни ситуации. Просто для того, чтобы эту подсказку понять, нужно не только обратить внимание на эту "случайную" мысль, но попробовать посомтреть на нее чуть шире. Например, может вспомниться первая строчка куплета, а подсказа или что-то связанное с моей ситуацией будет в последней строчке, или даже в другом куплете, который я вроде бы давно "забыл". Или может прийти на память всего лишь песня или одна фраза из какого-то давно увиденного фильма, но когда я начинаю вспоминать, о чем был сам фильм, его сюжет, его герои, отношения между ними, ситуации в которые они попдали - то часто сразу вижу закономерную связь с той ситуацией в моей жизни, в которой эта песня или фраза вспомнилась...

Другими словами, я понял, что не так уж плохо прислушиваться к себе - к своим какзалось бы "случайным" и непроизвольным проявлениям или воспоминаниям. Часто это могут быть весьма уместные "подсказки" из подсознания, когда мое бессознательное дает какой-то свой "комментарий" к происходящему со мной. Не обязательно это должен быть готовый ответ или указание на выход из ситуации. Часто это бывает очень полезное поясние или важная аналогия, которая помогает мне лучше осознать, что же в самом деле происходит со мной.  Аналогия которая совершенно мною "забылась" или не проявилась на сознательном уровне, но, будучи осознанной, может дать мне полезный новый взгляд на ситуацию.

Теперь я понимаю, что подобную смысловую нагрузку и связь с происходящим могу таить и любые другие "нечаянно" происходящие вещи - оговорки, ослышки, опечатки, оглядки (иллюзии восприятия), внезапные спотыкания или без видимой причины случайно выпадающие из рук вещи и т.п.
uroboros

Архетипы Героя и Короля

Размышляя над проблемами чередования напряжения и раслабления, я кажется увидел еще одну связь между архетипами Героя и Короля.

Эти оба  символа относятся к выраженно Мужским архетипам.
Но при этом Герой (он же Воин, он же Принц) - относитя скорее к юношеским образам, которым требуются подвиги и дальнейшее саморазвитие. Именно архетип Героя подразумевет под собой полное напряжение всех имеющихся сил и даже выход за их пределы (подвиг).
Архетип же Короля - это проявление зрелого мужчины. Он ассоциируется уже скорее с расслаблением ("почиванием" - на троне или на лаврах). Возможно, именно это расслабление может привести его в итоге к меланхолии (мифы о "бесплодном", раненом, скучающем или заболевшем Короле).

В любом случае, мне кажется, что на любом жиненном этапе у мужчины активизируется попеременно то Герой (требующий напряжения сил и изменений [свершений]), то Король (требущий расслабления, покоя и удержания имеющегося).

Задача Героя: завовевывать новые пространства и изменять имеющиеся.
Задача Короля: удерживать свое пространство, рационально им управлять и получать удовольствие от имеющегося.
uroboros

Женщины Булгакова

Мастер

Как-то в связи с минувшей Вальпургиевой ночью и приближащимся днем рождения Мастера, все чаще стали поминать Михаила Афанасьевича Булгакова и его бессмертные произведения.
А мне почему-то захотелось приглядеться к истории его женщин - трех его жен:
1. Татьяны Лаппы
2. Любови Евгеньевны Белозёрской
3. Елены Сергеевны Булгаковой (Шиловской)

Булгаков любил женщин огромной жизненной силы. Первая его жена - Татьяна - прожила почти 90 лет. Вторая - Любовь - более 91. Третья - Елена - сменила двух мужей, но она все не находила себе места в роскошной квартире супруги крупного советского военноначальника. Ей нужен был выход неизрасходованных душевных и творческих сил - ей нужен был свой Мастер!

Все три были практически его ровесницами: Татьяна была младше его на год, Любовь - на четыре года, Елена - на два.
Все три были его музами, а порой - и ангелами-хранителями в сложные периоды жизни.
Татьяна не дала ему умереть от пристрастия к морфию, помогла ему пережить годы Первой мировой, а зачем ужасы Гражданской войны, скитания по опустошенной России. Она выходила его, больного тифом, и пережила с ним первые голодные годы послереволюционной разрухи.
Любовь, имея широкие знакомства в театральной и литературной среде, немало поспособствовала его продвижению, как писателя и драматурга, его писательской карьере.
Елена, пережила с ним сталинские гонения и последние, самые тяжелые годы его жизни - годы болезней, депрессий и постепенного ухода. Она была его машинисткой, литредактором, администратором, архивариусом и в итоге - биографом. Именно ей он, надиктовывал свои произведения тех лет и главный роман своей жизни. Именно она, после смерти Михаила хранила и издавала невышедшие при его жизни произведения...

Каждая из них ради Михаила бросила что-то в своей жизни - противящихся свадьбе родителей, прежнего супруга, богатую и устроенную жизнь. Каждая из них жертвовала чем-то в своей жизни ради жизни с Мастером и его творчества.
А порывистый и нерациональный Михаил бросал в конце концов каждую из них, чтобы уйти в объятия следующей, более актуальной на данном жизненном этапе женщины - будь то очередная жена или болезнь и смерть...

Не знаю, почему мне захотелось взглянуть на жизнь Михаила Афанасьевича именно под этим углом. Но почему-то мне видится здесь история про увлекающегося и немного инфантильного творца - бросающего в костер (нет, пожалуй, даже в ядерный реактор) своего творчества и свою жизнь, и жизни тех, кто его любил. История про творческий эгоизм, который постоянно требует новых жертв, подпитки энергией и любовью близких людей, которым он никогда не сможет отплатить тем же...

Никому из своих женщин Булгаков не подарил детей (если не считать нескольких абортов), вся его творческая энергия ушла только в слова любви, красивые письма с любовными признаниями и художественные строки его произведений...

Но с другой стороны, остановись Мастер в своем безудержном беге, пожертвуй своим творчеством, чтобы осчастливить до конца хотя бы одну из своих любимых женщин, боюсь, тогда бы мы не узнали Булгакова таким, каким мы знаем его сейчас. А может быть и не узнали бы его совсем...

P.S. Ну и еще, разбираясь в истоках его трагедии, образов Мастера и Иешуа, пожалуй, стоило бы проследить постепенную и болезненную трансформацию выходца из рода потомственных священников и богословов дореволюционной России, белогвардейского полевого врача и беглеца от новой власти - в советского писателя и фельетониста авангардных 1920-х, а потом и сталинских 1930-х годов. Но это уже, наверное, будет совсем другая история...
uroboros

Урок Благодарности

Порой мне кажется, что весь сыр-бор, творившийся в моей жизни последние годы, нужен был мне только для одной цели - научиться быть благодарным!
Всем и за все!
Родителям - за то, что я появился на этом свете и, благодаря их примеру и воспитанию, я стал именно таким, а не каким-либо другим - со всеми моими достоинствами и недостатками!
Тем, кто остался со мной - за то, что не забыли меня, даже когда я не мог чем-то достойным отплатить за это!
И тем, кто отвернулся от меня - за то, что напомнили мне о том, что я сам должен уметь справляться со своими проблемами!
Тем, кто помогал мне - за то, что поддерживали меня и протянули руку помощи в трудную минуту!
И тем, кто обидел меня - за то, что указали мне на мою беспечность и слабые стороны!
Тем, кто проявлял интерес ко мне и принимал мою помощь - за то, что заставляли меня сильнее чувствовать собственную значимость и нужность в этом мире!
И тем, кто не принимал моей помощи и не проявлял ко мне интереса - за то, что помогли мне понять, что я не обязан нравиться всем в этом мире и не должен надевать на себя маску спасителя!
Тем, кто соглашался со мной - за чувства радости и гармонии, которые между нами от этого появлялись!
И тем, кто не соглашался со мной - за то, что я стал более внимательно относиться к своим убеждениям и аргументам, и за то, что я обогатился, благодаря им узнав, что в мире существует еще и другая точка зрения, отличная от моей!
Тем, кто вел себя мудро - за то, что я смог прикоснуться к этой мудрости и хоть немного поучиться ей!
И тем, кто вел себя глупо - за то, что я увидел со стороны, не набивая собственных шишек, как вести себя не стоит, и к чему это приводит!
И, наконец, я благодарен Богу и судьбе за то, что посылали мне все вышеперечисленное и за понимание, зачем мне все это было послано! За то, что посылали мне все новые испытания и уроки, не давая мне расслабиться и остановиться в своем развитии!
Все это я принимаю и благодарю за это!
uroboros

Что такое Вера?

Еще раз убеждаюсь, что ВЕРА это совсем не то, в чем человек НЕ сомневается и даже не понимает "а как может быть иначе?!".
И уж тем более ВЕРА - это НЕ то, что человек перенял у кого-то, не задумываясь (семейные, родовые, традиционные и прочие групповые установки).
Теперь я думаю, что ВЕРА - это то, во что человек САМ ВЫБРАЛ верить.
И не просто выбрал, а сперва осознал, что вполне возможны и абсолютно другие ответы на этот вопрос, и что у него никогда не будет надежных доказательств, что верна именно его точка зрения.

То есть настоящая осознанная вера во что-то, в моем понимании - это такой подход:
"Я понимаю, что все может оказаться совершенно иначе.
Я знаю, что возможны другие точки зрения на этот вопрос и что я могу ошибаться.
Я осознаю, что не могу и никогда не смогу ничем достоверно подтвердить свой выбор.
Но, несмотря на все это, я ВЫБИРАЮ ВЕРИТЬ именно В ЭТО, а не во что-то другое!
"
uroboros

Сознание как побочный продукт

Чем больше я узнаю о человеческой психологии, чем чаще меня посещает мысль, что все, что мы называем "индивидуальностью" и "самосознанием" - это не более, чем побочный эффект высокоорганнизованной коллективной деятельности, которая помогла выжить человеку, как биологическому виду.

Лишенные клыков, когтей и теплой шерсти приматы, волей внезапных климатических изменений оказались во враждебной для себя среде. Переселение из тропических лесов в сухую саванну лишило их легкой кормежки в виде плодов, а самое главное - оставило один на один перед лицом хищников на равнине, без возможности укрыться на дереве. Нужно было или погибать, или отращивать клыки, или длинный ноги, чтобы убегать. Идея с ногами удалась, но все равно на одни ноги надежды было мало. И эволюция сделал еще один неожиданный ход: скомпенсировать личные недостатки каждой особи вида за счет сложного коллективного поведения. Но чем больше кооперация в стае, чем сложнее социальные иерархии и способы группового поведения, тем больше и сложнее должен быть мозг каждой отдельной особи. Несложно проследить, что практически все млекопитающие, живущие стаями и группами, умнее тех видов, что живут поодиночке (достаточно сравнить хотя бы умственные способности кошки и собаки).

Все выглядит достаточно логично: сложное социальное поведение предполагает дополнительный обмен сигналами, эмоциональные связи в стае, ритуалы поддержания иерархии и т.п. В общем, к обычному поведению по поддержанию индивидуального выживания добавляется еще целая надстройка разнообразных групповых инстинктов и регуляторов, а для этого нужен дополнительный мозговой ресурс. Чем сложнее поведение, чем сложнее модели поведения и разделения функций в стае, тем больше нужно дополнительного ресурса центральной нервной системы на поддержание этого поведения.

Так эволюция физических функций организма (зубов, когтей и т.п.) постепенно превратилась в эволюцию сложного группового поведения. Можно было уже не становиться крупнее, сильнее и клыкастее каждому в отдельности - достаточно просто было собрать больше особей для одной цели (например, отражения атаки хищника). Можно было не запасать больше подкожного жира, достаточно было развить новые модели группового поведения, позволяющие более эффективно добывать пищу и так далее.

Все более сложное поведение требвоало все более сложного обмена сигналов. Постепенно это привело к появлению речи, вместо куда более простого и примитивного набора звуковых сигналов у птиц или волков. Опять же, думаю, нейрофизиологи подвтердят, что появление речи привело к образованию целых областей мозга, которые только и занимаются формированием и обработкой полученных речевых сигналов. Точно так же есть области могзга для регулировки других видов коллективного поведения. Собственно, это уже и была эволюция именно человека - так сказать "человеческий способ решать проблемы": что-то делать сообща, решать проблему сообща, искать способ решения сообща, передавать информацию о проблеме или о навыках ее преодоления. Если сказать компьютерным языком: эволюция "аппартного обеспечения" превратилась в эволюцию "программного обеспечения" - куда более быструю и гибкую, часто уже не требующую смены поколений и гибели старых особей для того, чтобы что-то изменить.

И вот именно для этого сложного группового поведения и понадобились такие уже привычные нам функции как: речь, память о прошлом и прогнозирование будущего, осознание своего статуса и роли в группе, роли и обязанности в группе, осознание своих границ и границ дозволенного поведения в группе, эмоциональные связи как "кнут и пряник" групповой кооперации (чувство вины за нарушение устоев группы и радость от признания и одобрения группой), альтруизм (делание чего-то ради группы с целью получить потом преимущества, даваемые группой, по сравнению с выживанием водиночку). По мере усиления всех эти функций и повышения их эффективности постепенно и родилось то, что мы называем "самосознанием". Без осознания себя просто было бы труднее отслеживать все эти сложные модели поведения, свои роли, обязанности и сферы ответственности в группе. А плохая присособленность к жизни каждого отдельного индивидуума привела ко все более сильной привязке каждого именно к групповому поведению.

Конечно, я предвижу, что моя точка зрения очень не понравится многим индивидуалистам. Я знаю это, так как я сам себя считаю большим индивидуалистом. Но тем не менее, я вижу все больше фактов подветрждающих именно такой взгляд. Индивидуализм и эгоизм никуда не девались из человека, как никуда не девалась и внутривидовая конкуренция, позволяющая выявлять более жизнеспособных особей. Но уже несколько миллонов лет - это сложный баланс между коллективным и индивидуальным. Просто мы, похоже, уже так привыкли в осознания себя и своей индивидуальности, что это может совершенно заслонить собой все факты того, что человек сформировался именно как коллективный вид. И именно пребывание и формирование в сообществе делает каждого индивиуума человека таким, как мы его знаем. Чтобы это именно так нам хорошо напоминает "эффект Маугли" (только не романтический образ книжного, киплинговского Маугли, а реальная история индийского мальчика, воспитанного волками). Человек взрощенный стаей волков уже никогда не станет человеком: не научится ходить на двух ногах, не научится говорить и никогда не сможет сложить 2+2. Все это передается только от человека к человеку уже не на генетическом, а на социально-поведенческом уровне.
uroboros

Зритель у замочной скважины

Хорошая история всегда несет в себе черты недосказанности. Будь то хороший текст или хорошее видео. Это не значит, что она не должна быть продуманной. По-настоящему хорошая история - это всегда продуманный до мелочей мир, где все должно стыковаться друг с другом и не вступать в явное противоречие.
Другое дело, что зрителю или читателю совсем необязательно показывать всю эту кухню целиком, в мельчаших подробностях и скрытых связях.
Гораздо интереснее, создав и продумав во всех деталях сложный, взаимосвязанный и живущий своей жизнью вымышленный мир, дать зртелю просто несколько маленьких дырочек - "замочных скважин" - через которые он сам будет усиленно пытаться рассмотреть все это скрытое многообразие. Рассмотреть или додумать, домыслить, дофантазировать, попытаться самому найти скрытые законы повествования, которые заложил туда автор.
Именно этот процесс - "заново октрыть Америку" - порождает у зрителя или читателя постоянное ощущение свежести и открытия чего-то нового. Без этого ощущения история очень быстро превратится в обычное техническое описание, вроде нудной инструкции об устройстве холодильника.
В качестве примера приведу того же Толкиена. Практически никому не известный "Сильмариллион" очень детально писывает мир Средиземья - его историю от самого творения, громовые эпохи столкновения Добра и Зла, тайные взаимоотношения сил, создавших и поддерживающих этот мир в равновесии. Но эта книга так и осталась уделом очень больших ценителей творчества Профессора и любителей докапываться до самых глубин. В то же время "Властелин Колец", который сделал Толкиена всемирно известным, это всего лишь узкий взгляд на этот грандиозный мир, через "замочные скважины" личного видения Фродо и еще нескольких героев. Этот взгляд не дает полного представления о том, как все устроено в этом мире. Видны лишь отдельные моменты, детали, когда герой видит лишь фрагменты и тени могущественных колес истории, слышит их лязг, пытается что-то понять, пытатеся что-то сделать и получает от этой грохочущей Машины Судьбы какие-то последствия для себя и близких, но никогда не может охватить взглядом всю картину происходящего. Именно эта недосказанность, этот процесс "подглядывания в скважину" за загадочной и в то же время очень продуманной "машиной мироздания" и делает историю "Властелина Колец" такой по-настоящему захватывающей...

А еще хочу добавить еще один момент о важности недосказаности: Часто суть повествования - буть то художественное произведение, театральное представление или детская сказка - не в реалистичности изображаемого, а - чуть глубже этой реальности. Поэтому нет смысла все детально прорабатывать и создавать "вторую реальность", идеально похожую на "первую". Наоборот, некая условность изображаемого будет напоминать зрителю о том, что смысл всего это не только в том, что он может увидеть глазами. Условность напоминает зрителю и символичности образов этой истории.

Другими словами, нет смысла делать в кукольном театре или мультфильме идеально-реалистичного дракона - чешуей, когтями, клыками похожего на реалистичное ое живое существо. В конце концов суть дракона (или любого другого художественного образа) не в том, что это реальный физический и биологический объект, а в том, что это символ чего-то более важного и глубинного. Поэтому, схематично склепанный картонный или жестяной дракон, пожалуй, больше заставит зрителя задуматься о каких-то глубинных смыслах, чем дракон, идеально прорисованный с помощью самых современных спецэффектов!..